Тысячи масок Геннадия Ткаченко - Папижа. Интервью журналу "Консультант"

От 05 мая 2009
  • С первого взгляда в нем поражает его тонкое, четко очерченное, словно ожившая икона, лицо. Оно создано для лицедейства - эти гибкие черты хранят тысячи масок. Не зря Арлекин – великий лицедей, воплощение двуликости нашего бытия – трагизма и комизма – его излюбленный образ. Театралы знакомы с его Арлекином в постановке Галины Губановой «Путешествие трикстера», телезрителям Геннадий Ткаченко - Папиж известен как исполнитель одной из главных ролей в сериале «По имени Барон» - Джанго и яркой роли Дани в «Три цвета любви». Любители авторского кино были покорены его эмоциональным «конным тренером» из фильма Киры Муратовой «Увлеченья». Ну и без сомнения все знают и любят его концертные номера - украшение программы «Аншлаг». Кстати Арлекин – «визитная карточка» его концертной программы.

    Этот удивительный актер обладает безграничным числом талантов. Невероятная пластика, голос, которому подвластны всевозможные тембры и регистры, уникальная способность имитатора изображать любой существующий звук. Невозможно не восхищаться тем, как он заливается алябьевским «Соловьем» под собственный же голосовой аккомпанемент, «играет» голосом на саксофоне джазовую импровизацию или исполняет женские и мужские партии из «Травиаты» и из «Севильского цирюльника».

    - Геннадий, известно, что смешение кровей благоприятно для рождения больших умов и талантов. Ты, похоже, в этом не исключение?

    - Это правда, во мне много чего намешено. Есть украинская, польская, немецкая кровь, венгерская, кстати, фамилия моего прадеда - Папиж – скорее всего венгерская. А родовые корни – из Греции.

    - Такая невероятная смесь сказалась и на внешности, без сомнения. Многие, после просмотра «По имени барон» были уверены, что ты действительно цыган!

    - Я в таких случаях отвечаю так, чтобы никого не обидеть: «К сожалении – нет». А вообще в любой южной стране меня принимают за «своего». Когда мы снимали «Барона» в Израиле я проходил за чистого израильтянина, причем не европейского, а из местных. Внешность порой мне и мешает – существует определенный стереотип, от которого тяжело избавиться. Например, мне предлагают роль главаря чеченской мафии или что-то подобное. Мне бы хотелось убежать от этого. Я мог бы сыграть, как мне кажется, множество разноплановых ролей

    - Что, например? О какой роли в кино ты мечтаешь?

    - Если говорить о моих предпочтениях, то мне нравятся далеко не однозначные персонажи, которые воплощают такие актеры как Аль Пачино или Дастин Хофман, мне хотелось бы попробовать что-нибудь в этом роде. Меня очень притягивают трагикомические роли.

    - Расскажи немного о своем детстве. Когда ты понял, что сцена – это твое призвание?

    - Все мое детство прошло в городе Коломыя Ивано-Франковской области. И все способности проявились там. Если меня кто-то спрашивал уже в 6-7 лет: «Кем ты будешь?», я отвечал без малейшего сомнения: «естественно, артистом». Я постоянно разыгрывал всех. Знаете, в каждом школьном коллективе есть такой «клоун». Выступал, падал, набивал себе шишки, все вокруг смеялись, а мне было больно и, одновременно, я чувствовал себя счастливым. Мне хотелось дарить радость. А ситуации были очень забавные! У меня мама в торговле работала, и когда я учился в младших классах, я любил «проверять» реакцию покупателей. Только мама на минутку от кассы отойдет - я прыгаю к прилавку со стороны продавца и хвать деньги из кассы... Тут меня, конечно,за уши хватают и ведут к маме: поймали воришку! Еще любил переодеваться. У нас на первом этаже жила бабушка, лет 90 ей было. И я один раз переоделся этой самой бабушкой. Выхожу из подъезда с палочкой, согнувшись, иду куда-то за угол дома. Тут все бабульки, которые сидели на скамеечке, запричитали: господи, куда же она пошла! Одна из них меня догнала, потом конечно, узнала и как ударит по попе! А те бабушки сидят и ничего не понимают: за что это она свою товарку отшлепала? Потом все долго хохотали…

    - В твоем роду были актеры, певцы?

    - Может быть, несколько поколений назад и были. Мама выступала в самодеятельности, пела очень талантливо, у нее были способности, рассказывала, как после одного выступления к ней подошел актер МХАТа и предложил поступать в московский театральный институт. Но она всю жизнь проработала в общепите продавщицей – после развода ей надо было одной воспитывать четверых детей. А вот моя сестра тоже человек творческий - хореограф и все эксперименты в детстве мы проделывали вместе.

    - Твоя учеба проходила гладко или в юности ты был «непризнанным талантом»?

    - Я легко поступил в эстрадно-цирковое училище. Но там я вдруг «ушел в себя». Я как бы не проявлял свои способности, «наблюдал со стороны», ходил тише воды ниже травы. На первом курсе меня даже собирались отчислять за профнепригодность.

    Я узнаю себя сейчас в моем семнадцатилетнем сыне. Если в 8-9 лет он успешно выступал, то потом на какой-период тоже «ушел в себя». Сейчас он снова в прекрасной форме и успешно учится в театральном институте. Я же «выздоровел» на третьем курсе, после того как в Киев из Ленинграда приехала выпускница курса Штокбанта, Маша Немировская - безумно талантливый режиссер. Мы с ней объединились, и получился очень интересный номер, это было объединение жанров - прорыв для 1983 года! Меня стали приглашать всюду: по всей Украине, России. После окончания училища я приехал в Ленинград - очень хотел поступить в театр и параллельно проходил туры на курс Исаака Романовича Штокбанта.

    - Если не ошибаюсь, вскоре ты стал лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады?

    - Да, в то время все мечтали стать лауреатами этого конкурса – он был единственным в своем роде, проходил раз в четыре года, и это была высшая планка. Первые премии - Ефим Шифрин, Клара Новикова, Геннадий Хазанов. А у меня был номер, очень современный по тем временам, на тему «роботизации» про бракованного робота 21 века, который выдает из себя штампы эстрады. И с этим номером я тоже получил первую премию. После чего была масса предложений: «Госконцерт», «Союзконцерт», гастроли. А я тогда работал в «Театре Буфф» - был занят в главных ролях во многих спектаклях. Сначала меня отпускали «на сторону», потом перестали и я, в конце концов, ушел. Мне казалось, что я был там в такой золотой клетке. Хотя с восторгом вспоминаю то время - мы делали много интересных спектаклей, например «Актерские игры» по рассказам Зощенко – у меня там было много гротесковых, характерных персонажей, такие «зощенковские» мужики - дворники, ассенизаторы, алкоголики.

    - И вдруг совершенно новое амплуа. Такие герои-мачо… Ты знаешь, что многие твои поклонницы влюблены в образ Джанго. Расскажи, как возникла эта роль в сериале «По имени Барон»?

    - Меня увидел продюсер картины во время выступления на телефестивале «Сполохи». Потом меня познакомили с Дмитрием Светозаровым и он как-то сразу меня и утвердил. Причем Дмитрий Иосифович не видел мои роли в «Музыкальных играх» и «Увлечениях». И слава богу, наверное, - там у меня были совсем противоположные характеры.

    А что касается поклонниц, я даже не ожидал такой реакции. В театре я никогда не красовался. Но вот после фильма «По имени Барон» закрепился образ героя – любовника. Очень многие люди, идеализировавшие меня, увидев в жизни, были удивлены: например, они думали, что я высокий, чуть ли не метр девяносто. Совсем недавно была такая ситуация. Я стою на эскалаторе в метро, ко мне подбегает девушка и говорит: «Вы знаете, вы так похожи на Джанго, вы не видели фильм «По имени Барон»? Только вы намного ниже ростом!»

    - Такие герои как Джанго «вне закона», они находятся как бы по ту сторону добра и зла. Тебе приходилось оправдывать своего героя перед самим собой и перед твоими зрителями?

    - Невозможно ненавидеть героя, которого ты играешь. В конце концов, не бывает стопроцентно отрицательных персонажей. В каждом можно найти что-то доброе, светлое и у Джанго тоже. Джанго решился на предательство, потому что должен был спасать свою девушку, любовь была для него превыше всего!

    А по поводу поклонников фильма… Знаете, вот я как-то выступаю на площади и ко мне подходит мужичок такой пьяненький: «Ты зачем предал Барона?» И на меня с кулаками! Я думал он меня сейчас убьет. Или другой случай. На остановке подходит ко мне женщина: «Вы играли Джанго? Ну как, приятно играть предателя?»

    Но что делать, такова актерская участь!

    - Диапазон твоего голоса - от баритона до сопрано. У тебя никогда не было желания связать свою жизнь с вокалом, стать певцом?

    - Мне доводилось слышать о себе: «Потрясающий мим! Вот если бы еще и пел сам!»

    Многие убеждены, что это фонограмма, а я только открываю рот. Ведь на эстраде это очень распространенное явление. Как правило, актер делает что-то одно. А когда номер начинается как пантомима, а потом мим вдруг начинает петь – это по меньшей мере удивляет. Меня часто спрашивают, почему я не пою в опере, но мне всегда хотелось не только петь, но и соединять пение с разнообразными жанрами, экспериментировать, импровизировать, сделать что-то совершенно новое.

    - Ты сейчас много времени проводишь в Германии. Ты знакомым со многими «бывшими» русскими здесь. Как ты думаешь, творческий человек может найти себя вне страны своей культуры?

    - Все чаще общаясь с бывшими русскими я слышу их сетования, мол там у них было все. Они крепко стояли на ногах, руководили, успешно занимались бизнесом, учили, лечили… а здесь не смогли реализоваться. Это печально. Мне кажется, что по крайней мере творческому человеку наверное нужно было бы родиться в Германии или приехать сюда в раннем детстве, чтобы чего-то достичь. Хотя, безусловно, есть и исключения, нельзя сбрасывать со счетов такие вещи как упорство и удача. Мне в этом смысле посчастливилось.

    - Чем ты занимаешься в Германии?

    - Уже больше года я работаю в Берлине. Это одно из лучших шоу Германии. Состав – потрясающий, много талантливых актеров из Канады, из Франции, из Австралии, безумно интересно – лучшие силы собрались. Если цирковые номера - то это чемпионы мира по акробатике. Постановщик программы - режиссер Артур Кастро, до этого был режиссером цирка «Дю солей». Туда водят принцев, президентов, там часто бывал Горбачев. Совсем недавно свое 75-летие там отмечал отец Майкла Джексона, присутствовал и Майкл Джексон.

    Я появляюсь в течение всей программы спектакля несколько раз. Я там комик, странный, сумасшедший персонаж, говорящий на выдуманном, смешном языке. С одной стороны, конечно, каждый вечер делать одно и то же очень сложно, но у меня все-таки есть возможность творчества. Каждый раз я вставляю небольшие импровизации – я сам предложил режиссеру это сделать. Иначе бы я не смог, я бы давно оттуда убежал. То есть каждый раз я создаю «маленький театрик» и «отпускаю» себя.

    У меня много разных предложений было и в Германии и из России, но пока я не могу уйти из этого театра, у меня там контракт до лета, я занят на сцене весь вечер, четыре часа длится представление, и за это время я появляюсь достаточно часто. К тому же, мой персонаж было бы сложно заменить кем-то другим. Так что пока свои ближайшие планы я связываю с Германией.

    - Что для тебя Берлин? У тебя есть какое-то особое отношение к этому городу?

    - Город меня поначалу впечатлил, я ходил, как завороженный, мне все здесь нравилось и это несмотря на то, что я побывал во многих городах Европы. Берлин, безусловно, прекрасный город, но со временем вот эта четкая, размеренная и немного однообразная жизнь, которую можно рассчитать почти до последней минуты, стала меня опустошать. Порой не хватает острых ощущений, приключений и вообще бурной жизни… Это мое личное ощущение, во всяком случае в данный момент.

    - Природа живет ожиданием весны! Чем живет твое сердце?

    - Я тоже часть природы и тоже прибываю в постоянном ожидании весны. Поэтому живу надеждой.

    - По очень большому секрету я узнала одну интимную вещь. Ко всем твоим талантам ты еще и знатный кулинар! Можешь поделиться с нашими читателем каким-нибудь фирменным рецептом?

    - Во как! Знатный кулинар… Это кто же проболтался?! У меня много любимых оригинальных блюд. Но в последнее время я предпочитаю простую домашнюю пищу, например картошку в мундире с нерафинированным подсолнечным маслом и с чесноком. А сегодня готовил рис с овощами, луком и зеленью для своей любимой девушки.

    - Надеюсь, ей понравилось! Мы желаем тебе творческих успехов, вечной молодости и любви!

    - А я желаю вашим читателям воспринимать все в жизни с чувством юмора (и даже то, что я вам сегодня говорил!) Всем веры в себя и в свои силы!

    Наталья Постельник для журнала «Консультант»





  • Designed and Developed by Studio123